Профессиональный стандарт педагога вступает в силу с 1 января 2017 года и станет обязательным для всех работников образовательных учреждений. Профессиональный стандарт – документ, включающий перечень профессиональных и личностных требований к работнику, действующий на всей территории Российской Федерации.
Во исполнение указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» Федеральным законом от 3 декабря 2012г. № 236-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О техническом регулировании» были внесены изменения и дополнения в Трудовой кодекс РФ, закрепившие в статье 195.1 новые понятия – «квалификация» и «профессиональный стандарт».
Во исполнение статьи 195.1 Трудового кодекса РФ и постановления Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» Министерством труда и социальной защиты РФ были разработаны следующие ведомственные нормативные правовые акты:
-приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 147н «Об утверждении Макета профессионального стандарта» (зарегистрирован в Минюсте России 24 мая 2013 г. № 28489);
-приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» (зарегистрирован в Минюсте России 27 мая 2013 г. № 28534);
-приказ Минтруда России от 29 апреля 2013г. №170н «Об утверждении методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта», который по заключению Минюста России от 23 июля 2013 г . № 01/66036-ЮЛ не нуждается в государственной регистрации.
Письмо Минобрнауки России от 02.11.2015 № АК-3192/06 «О пилотном введении профессиональных стандартов».
Согласно приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25.12.2014 № 1115н профессиональный стандарт "Педагог (воспитатель, учитель)" будет применяться с 1 января 2017 года.
В этом документе приведены требования, касающиеся всех сторон профессиональной деятельности учителей и воспитателей. Отдельные разделы профстандарта посвящены обучению, где указывается на необходимость безупречного владения предметом и применения в работе самых передовых методик. Нормативный документ отдельно затрагивает и вопросы воспитания учащихся: педагога предлагается называть примером для подрастающего поколения, что автоматически ставит перед ним требования демонстрировать соответствующие личностные качества. Наконец, упор делается и на развитие учеников, где роль педагога заключается в попытке привить учащимся желание учиться, объяснить им пользу и необходимость самообразования и саморазвития. Любой специалист сферы образования должен обладать целым рядом качеств: образованностью, эрудицией, прогрессивностью (креативностью), информированностью (компетенцией), а также гибким подходом к каждому учащемуся, умением работать с проблемными детьми и пр.
Приказ № 745 "О внесении изменений в профессиональный стандарт"